Эволюция абстрактного искусства: От импрессионизма до современности

Матчасть

Абстрактное искусство – это обширная и увлекательная тема, которая развивалась на протяжении веков, меняя свои формы, цели и выражения. Но чтобы по-настоящему понять его, нам нужно немного отступить назад и посмотреть на его истоки – как оно развивалось от более традиционных стилей прошлого до революционных движений, определивших современное искусство.

Что такое абстрактное искусство?

Прежде чем мы продолжим, давайте проясним одну вещь: абстрактное искусство – это не просто нагромождение случайных форм и цветов. Это далеко не так. Это намеренный отход от реалистичного изображения окружающего нас мира. Вместо того чтобы изображать предметы такими, какими мы их видим, художники-абстракционисты стремились выразить эмоции, идеи и восприятие с помощью форм, очертаний и цветов. Фокус сместился с изображения «реального» на исследование «внутреннего». Но как произошел этот сдвиг? С чего все началось?

Импрессионизм: Рассвет отхода

Чтобы проследить корни абстрактного искусства, мы начнем с импрессионистов. Сейчас вы, возможно, подумаете: «Постойте-ка, разве импрессионисты не стремились запечатлеть мир именно таким, каким он представляется?» И да, и нет. Хотя импрессионисты – Моне, Дега и Ренуар – по-прежнему писали узнаваемые сцены (пейзажи, городские улицы и повседневную жизнь), они произвели революцию в искусстве, изменив взгляд на свет, цвет и движение.

В традиционном академическом искусстве художников учили передавать каждую деталь с точностью и реализмом. Но импрессионисты отошли от этого. Они использовали короткие, заметные мазки кистью и яркие, несмешанные цвета, чтобы передать сиюминутные эффекты света, сместив акцент с самого предмета на его восприятие. Например, картина Моне «Водяные лилии» – это не просто буквальное изображение пруда, это исследование цвета, света и отражения.

В каком-то смысле импрессионисты заложили основу для абстрактного искусства, сделав акцент на восприятии, а не на реализме. Они дали понять, что искусство может быть не столько изображением физического мира, сколько изображением того, как этот мир ощущается или как он переживается. Но полный скачок в абстракцию произошел еще не скоро.

Постимпрессионисты

После импрессионистов пришли постимпрессионисты. Эти художники – Ван Гог, Гоген, Серат и Сезанн – пошли еще дальше от экспериментов импрессионистов. Их по-прежнему интересовало, как свет и цвет могут повлиять на наше восприятие мира, но они не довольствовались тем, что просто показывали свет. Они начали по-новому манипулировать формой и цветом, часто искажая реальность, чтобы передать эмоции или символизм.

Возьмем, к примеру, вихревые, выразительные мазки кисти Ван Гога на картине «Звездная ночь». Небо – это не просто скопление звезд, а эмоциональный пейзаж, который словно вибрирует от энергии. В то же время Сезанн использовал смелые геометрические формы, чтобы разрушить природные формы, заложив основу для последующих абстрактных движений. Эти события ясно показали: искусство движется к чему-то, выходящему за рамки буквального. Границы между изображением и абстракцией становились все более размытыми.

Кубизм: Разбиение мира на части

Наступил XX век. Мир стремительно менялся, новые идеи, изобретения и глобальные события меняли представления людей о жизни, личности и даже искусстве. Так родилось движение, которое, возможно, оказало самое большое влияние на развитие абстрактного искусства – кубизм.

Кубизм, основоположниками которого стали Пабло Пикассо и Жорж Брак, разрушил условности перспективы и изображения. Вместо того чтобы показывать объект с одной точки зрения, они разбивали его на множество ракурсов, как будто смотрели на него с разных точек зрения одновременно. Это был радикальный отход от всего, что было до них.

Знаменитые «Авиньонские демуазели» Пикассо (1907) – идеальный пример. На картине не просто изображена группа женщин, она реконструирует человеческую форму в неровных геометрических плоскостях. Кубизм не просто деконструировал фигуру, он деконструировал сам способ восприятия мира. Объекты были абстрагированы и фрагментированы, но все еще узнаваемы – важный шаг к полной абстракции.

Возникновение экспрессионизма: Эмоции превыше формы

Примерно в то же время поднялась еще одна волна абстракции, но она была связана не с разрушением формы. Речь шла об эмоциональной интенсивности. Экспрессионизм, уходящий корнями в немецкое искусство и театр, отдавал предпочтение внутреннему перед внешним, эмоциональному перед рациональным. Вспомните «Крик» Эдварда Мунка – его дикие цвета и искаженные формы вызывают немедленный эмоциональный отклик, выходящий далеко за пределы изображенной на картине фигуры.

В 1910-х и 1920-х годах такие художники, как Василий Кандинский и Эгон Шиле, еще больше расширили границы абстракции. Кандинский, в частности, часто считается одним из первых художников, создавших чисто абстрактные работы – искусство, не имеющее никакой связи с физическим миром. Он считал, что искусство может передавать информацию через цвет, форму и линию, без необходимости в узнаваемых фигурах или формах. Его композиции были направлены как на создание гармонии и баланса, так и на выражение личных чувств.

Сдвиг Кандинского был не только формальным, но и философским. Он утверждал, что как музыка может выражать эмоции без слов и образов, так и живопись может выражать чувства через абстракцию. Это было откровением: абстракция может быть не только эстетическим выбором, но и глубоко духовным или эмоциональным опытом.

Сюрреализм: Сновидения и подсознание

Если задуматься, абстракция всегда имела глубокую связь с бессознательным, и именно здесь в дело вступает сюрреализм. Основанный Андре Бретоном в 1920-х годах, сюрреализм стремился выразить работу бессознательного разума под влиянием зарождающихся областей психологии и психоанализа. Речь шла об обращении к снам, фантазиям и странному миру подсознания. Такие сюрреалисты, как Сальвадор Дали и Макс Эрнст, использовали абстрактные формы и символизм, чтобы передать причудливые, похожие на сны сцены, которые бросали вызов логике и порядку.

Хотя сюрреализм может показаться далеким от структурированного мира кубизма или эмоционально насыщенного экспрессионизма, он продолжил традицию абстракции, раздвинув границы реальности. Вместо того чтобы изображать объекты реалистично, сюрреалисты стремились выразить внутренние истины и исследовать иррациональное. В их сновидениях часто присутствовали искаженные, абстрактные формы, что еще больше укрепило значение абстракции в развитии современного искусства.

Абстрактный экспрессионизм: Смелый скачок

К середине XX века абстракция полностью захватила мир искусства. Одним из наиболее важных движений в этом отношении стал абстрактный экспрессионизм, который зародился в Нью-Йорке в 1940-х и 1950-х годах. Такие художники, как Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Марк Ротко, довели абстракцию до предела, используя ее как средство личного самовыражения, свободное от традиционных форм и представлений.

Поллок, в частности, прославился своими «капельными» картинами, в которых он лил, капал и разбрызгивал краску на холст дикими, хаотичными всплесками. В его работах был важен не только конечный результат, но и сам процесс, физический акт рисования. Для Поллока акт создания стал так же важен, как и готовое произведение. Его работы нарушали все правила: никакой структуры, никакой тематики, только чистая энергия и экспрессия.

В то же время большие цветовые поля Ротко стремились вызвать глубокий эмоциональный отклик с помощью простых, но мощных цветовых блоков. Минимализм его работ был обманчиво прост, а цель – передать сложные духовные и эмоциональные состояния с помощью одного лишь цвета.

Абстрактный экспрессионизм ознаменовал собой настоящий прорыв в создании и понимании искусства. Речь шла уже не о репрезентации, а об эмоциях, спонтанности и личном опыте. В некотором смысле он приблизил искусство к музыке или танцу – формам выражения, которые не полагаются на прямое изображение, а напрямую общаются с эмоциями зрителя.

Наследие абстрактного искусства в современности

Сегодня абстрактное искусство продолжает развиваться, находя новое выражение во всем – от цифрового искусства до стрит-арта. Художники продолжают расширять границы, внедряя новые медиа и технологии, оставаясь при этом верными основной идее абстракции: искусство – это средство личного и эмоционального выражения, способ взаимодействия с миром не только через то, что мы видим, но и через то, что мы чувствуем.

Поэтому, когда мы смотрим на долгий, извилистый путь от импрессионизма к модерну, мы видим постепенную эволюцию – переход от попыток запечатлеть окружающий мир к попыткам запечатлеть внутреннюю работу ума и души. Абстрактное искусство не просто изменило то, как мы рисуем, оно изменило наше представление об искусстве как таковом.

А разве не это делает искусство таким сильным? То, как оно трансформирует и выходит за пределы своей формы, заставляя нас смотреть не на то, что перед нами, а на то, что внутри нас?

Кто знает, куда оно заведет в следующий раз.


Музейное дело Словарь художника Хендмейд Современное искусство Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт Образование Психология Философия Лингвистика
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock